Готовность к школе — это совокупность нескольких факторов.
Психологическая готовность. Это очень важный аспект: готов ли ребенок к длительному сидению за партой, к процессу обучения, к рутине и распорядку, к коммуникации с учителем и с одноклассниками.
Если у ребенка, например, есть СДВГ, лучше обсудить вопрос о готовности к школе со специалистом (психолог, невролог, психиатр). Если никаких диагнозов нет, то просто работаем над концентрацией. Приучаем ребёнка, например, в день 5–10 минут сидеть за столом, рисовать и писать. Затем нужно наращивать время до 20–25 минут. Но не до сорока! Так с первоклассниками нельзя, ведь в школах всегда есть физкультминутки.
Еще ценно умение общаться с людьми, постоять за себя, навык находить выход из конфликтов.
Физиологическая готовность. Перед школой нужно пройти медосмотр. Но не стандартную диспансеризацию, где ребенка смотрит лор или хирург. Дополнительно к этому важно, например, выяснить, сформирован ли у ребенка мышечный корсет, чтобы он мог прямо сидеть. Об этом может рассказать врач-ортопед.
Есть еще такой показатель — зубы. Считается, что чем больше у детей сменилось зубов к школе, тем выше его готовность к учебе. Почему? У детей начинают выпадать зубы, они просвистывают звуки, а значит, начинают придерживаться логики: как слышу, так и пишу. Тут речь идет о передних зубах, которые влияют на произношение звуков.
Если у ребенка сменилось большее количество зубов, его организм перешел на новую ступень развития
Есть еще один физиологический тест: ребенка просят дотронуться, например, левой рукой до правого уха через голову. То есть он кладет руку на голову и пытается дотянуться до уха. Если ребенок дотягивается до уха, считается, что физиологически он достаточно сформирован, потому что в шесть-семь лет происходит скачок в росте конечностей. Соответственно, активный рост конечностей закончился: ребенок сможет держать ручку, писать, рука не будет уставать, руки не будут неметь. Если ребенок не достает, значит, вот этого физиологического скачка еще не было.
Естественно, данные тесты не могут быть прямым показанием (или противопоказанием) для учебы в школе. Из результаты должен анализировать специалист — психолог, нейропсихолог, невролог.
Знания. И последний (по значимости тоже) аспект готовности к школе: это мышление, внимание, логика, воображение. Знание цифр, букв, умение читать при этом не так важно. Чтобы научиться всему этому, ребенок и идет в первый класс.