ГБОУ "Докучаевская школа № 1 городского округа Докучаевск" Донецкой Народной Республики
г.Докучаевск, г.о. Докучаевск, Донецкая Народная Республика
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Готовность к школе — это совокупность нескольких факторов.

    Психологическая готовность. Это очень важный аспект: готов ли ребенок к длительному сидению за партой, к процессу обучения, к рутине и распорядку, к коммуникации с учителем и с одноклассниками.

    Если у ребенка, например, есть СДВГ, лучше обсудить вопрос о готовности к школе со специалистом (психолог, невролог, психиатр). Если никаких диагнозов нет, то просто работаем над концентрацией. Приучаем ребёнка, например, в день 5–10 минут сидеть за столом, рисовать и писать. Затем нужно наращивать время до 20–25 минут. Но не до сорока! Так с первоклассниками нельзя, ведь в школах всегда есть физкультминутки.

    Еще ценно умение общаться с людьми, постоять за себя, навык находить выход из конфликтов.

    Физиологическая готовность. Перед школой нужно пройти медосмотр. Но не стандартную диспансеризацию, где ребенка смотрит лор или хирург. Дополнительно к этому важно, например, выяснить, сформирован ли у ребенка мышечный корсет, чтобы он мог прямо сидеть. Об этом может рассказать врач-ортопед.

    Есть еще такой показатель — зубы. Считается, что чем больше у детей сменилось зубов к школе, тем выше его готовность к учебе. Почему? У детей начинают выпадать зубы, они просвистывают звуки, а значит, начинают придерживаться логики: как слышу, так и пишу. Тут речь идет о передних зубах, которые влияют на произношение звуков.

    Если у ребенка сменилось большее количество зубов, его организм перешел на новую ступень развития

    Есть еще один физиологический тест: ребенка просят дотронуться, например, левой рукой до правого уха через голову. То есть он кладет руку на голову и пытается дотянуться до уха. Если ребенок дотягивается до уха, считается, что физиологически он достаточно сформирован, потому что в шесть-семь лет происходит скачок в росте конечностей. Соответственно, активный рост конечностей закончился: ребенок сможет держать ручку, писать, рука не будет уставать, руки не будут неметь. Если ребенок не достает, значит, вот этого физиологического скачка еще не было.

    Естественно, данные тесты не могут быть прямым показанием (или противопоказанием) для учебы в школе. Из результаты должен анализировать специалист — психолог, нейропсихолог, невролог.

    Знания. И последний (по значимости тоже) аспект готовности к школе: это мышление, внимание, логика, воображение. Знание цифр, букв, умение читать при этом не так важно. Чтобы научиться всему этому, ребенок и идет в первый класс.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Усидчивость и концентрация — это навыки, которые формируются у детей практически с рождения, начинать их постепенно развивать стоит еще в младшем дошкольном возрасте. В дальнейшем мы поддерживаем то, что имеем, и немного корректируем.

    Есть несколько важных моментов, которые помогут ребенку адаптироваться к школе.

    Режим дня, похожий на школьный. Для того чтобы ребенок был более усидчив в первом классе, в первую очередь надо установить адекватный режим дня. Уставший ребенок — невнимательный ребёнок. То есть ещё в августе, за недели две до первого класса, надо начать корректировать режим (а лучше даже раньше), максимально стараясь подстроить его под тот, который будет в школе.

    Не исключено, что в первые недели ребенку трудно приноровиться к новой реальности: вроде бы он и дома, а учиться все равно нужно. Причем речь идет именно о самостоятельной работе, ведь теперь вместо обычных уроков у него видеозаписи в YouTube, тексты в учебниках и интерактивные занятия. Поэтому родителям придется самим следить, чтобы учебный распорядок не нарушался.

    Чтобы эффективно организовать время, родители могут запросить у классного руководителя расписание на неделю. Поэтому родителям нужно самим составить график занятий, не забывая о 15-минутных перерывах между уроками. Очень важно, чтобы ребенок во время этих переменок вставал и хотя бы немного двигался, пил воду, делал гимнастику для глаз, переключался с учебы на что-то другое.

    Но желательно, чтобы перерывы не «разбивали» занятие одним предметом, а разграничивали разные: позанимались математикой, отдохнули, переключились на чтение.

    Очень жесткое соблюдение режима дня сейчас важно, как никогда: это поможет снизить тревожность и приноровиться к дистанционному обучению. Гиперактивные дети при правильном режиме лучше концентрируются, а медлительные — быстрее включаются в работу. Но ребенку сложно следовать распорядку самостоятельно, так что руководство родителей здесь необходимо. Ребенок, обучаемый дистанционно, все равно должен понимать, что бездельничать ему никто не позволит.

    Помогите ребенку составить эффективное расписание и постепенно уменьшайте контроль

    Отдых, игра и общение. Также важно чередовать учебную деятельность и отдых. Иначе мы вернемся к переутомлению, и никакие упражнения по коррекции, тренировке усидчивости и концентрации нам не помогут. Ребенок в этом возрасте должен достаточно отдыхать, играть, общаться, тогда у него будут силы на учебу.

    Поддержка семьи. Ни в коем случае нельзя наседать на ребенка, чтобы он как можно быстрее влился в школьную жизнь. В первом классе это особенно важно, потому что родители иногда начинают сравнивать ребенка с его одноклассниками. Если вы понимаете, что ваш школьник менее внимателен, чуть хуже читает или чуть медленней считает, не надо его подгонять. Это, наоборот, начнёт его нервировать, и ребёнок будет в растерянности, отчего начнет терять концентрацию на уроках.

    Учебные навыки. Если мы хотим работать именно над навыками, которые помогут первокласснику в учебе, то это пазлы, конструктор, бисер, лепка — всё то, что требует вовлеченности. Но не надо это навязывать ребёнку. Ребенок делает то, что ему интересно. Нравится ему раскрашивать котиков — вот пускай сидит и раскрашивает. Если ребенок не отличается хорошей концентрацией, можно тренировать этот навык через игровой момент. Например, играя на время.

    Бытовые навыки. Я всегда говорю родителям будущих первоклассников: «Читать и писать я ваших детей научу, считать тоже. Научите, пожалуйста, своих детей основным бытовым навыкам: мыть руки, ходить в туалет, застегивать штаны, есть ложкой, содержать в чистоте свое рабочее место, одеваться и завязывать шнурки». Это может показаться банальным, но очень многие дети этого не умеют, и это мешает им в бытовом плане.

    Поэтому основные навыки — это бытовые, а дальше уже развитие внимания, мышления. Память на разном уровне у детей уже и так развита, будем только поддерживать.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.

    1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
    2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
    3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
    4. Как называется город, в котором ты живешь?
    5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
    6. Кем работают твои родители?
    7. У тебя есть сестра, брат?
    8. Как зовут твоих друзей?
    9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
    10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
    11. Назови дни недели, времена года.
    12. Какое сейчас время года?
    13. Чем отличается зима от лета?
    14. В какое время года на деревьях появляются листья?
    15. Как называется планета, на которой мы живем?
    16. Как называется спутник Земли?
    17. Каких домашних животных ты знаешь?
    18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
    19. Чем отличается город от деревни?
    20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
    21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
    22. Ты хочешь учиться в школе?
    23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
    24. Зачем надо учиться?
    25. Какие профессии ты знаешь?
    26.  Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
    27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

    Оценка результатов

    • Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
    • Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

    Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

    Для определения уровня готовности ребёнка к школе психологи используют различные методики, такие как тест Керна-Йирасека, «Графический диктант», «Беседа о школе» и многие другие.

    Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

    Во-первых, можно задать сыну или дочери ряд вопросов об окружающем мире: «Каких птиц ты знаешь?», «Расскажи о признаках весны в природе?», «Почему вода превращается в лёд?».

    Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.

    Задание для взрослых.

    «10 слов»

    Одна из них – методика «10 слов». Её суть состоит в том, что мама зачитывает 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Задача ребёнка – назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого повторения. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.

    «Повтори узор»

    Ещё одна методика, достаточно простая для родителей, это «Повтори узор». Мама или папа рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же. Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно. Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.

    «Четвёртый лишний»

    Определить уровень логического мышления ребёнка можно по методике «Четвёртый лишний». Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя. Например, кошка-собака-корова-лиса. Родитель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7. Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.

    Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

    Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

    1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

    2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

    3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

    4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

    5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

    6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

    7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

    8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

    9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

    10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

    11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

    12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

    13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

    14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

    15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

    16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

    17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

    Подсчитайте результаты

    Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

    Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

    В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

    Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться -упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.

    Уважаемые родители!

    Памятка родителям будущих первоклассников

    1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

    2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

    3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право.

    4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

    5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапеовладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году

    6 .Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения

    7 .Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

    8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

    9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

    Список рекомендованных принадлежностей для первоклассника

    Ранец (портфель).

    1. Школьная форма  + спортивная
    2. Сменная обувь со светлой подошвой 
    3. Сумка для сменной обуви.

    Список канцелярских товаров для первоклассника:

    1. дневник однотонный  – 1 шт.;
    2. папка для тетрадей  – 1 шт.;
    3. тетради в  мелкую клетку – 10 шт.;
    4. тетради в косую линию – 10 шт.;
    5. плотные обложки для тетрадей – 20 шт. (все обложки тетрадей однотонные)
    6. плотные обложки для учебников;
    7. подставка для книг – 1 шт.;
    8. закладки для книг;
    9. пенал – 1 шт.;
    10. ручки с синей, зелёной и красной пастой;
    11. простые карандаши;
    12. ластик – 1 шт.;
    13. линейка 20 см – 1 шт.;
    14. папка с файлами – 2 шт.;
    15. набор счетных палочек;
    16. веера с цифрами и буквами.

    Принадлежности для урока изобразительного искусства:

    1. папка  для урока изобразительного искусства;
    2. бумага для акварели формата  А4- 40 листов
    3. цветные карандаши (10-12 цветов) – 1 упаковка;
    4. акварельные краски (12 цветов.) – 1 шт.
    5. палитра – 1 шт.;
    6. баночка-непроливайка для  воды – 1 шт.;
    7. набор кистей для рисования (из 2-4 штук разного размера) – 1 набор;
    8. влажные и сухие салфетки;
    9. клеенка на парту, фартук,  нарукавники  (для уроков ИЗО и труда)

    Принадлежности для урока технологии (труд):

    1. папка для труда – 1 шт.;
    2. цветная бумага (двусторонняя) – 2 набора;
    3. цветной картон – 2 набора;
    4. белый картон – 1 упаковка;
    5. клей ПВА – 1 шт.;
    6. клей-карандаш – 1 шт.;
    7. пластилин цветной – 1 упаковка;
    8. дощечка для лепки – 1 шт.;
    9. ножницы с закругленными концами – 1 шт.:
    10. природный материал (шишки, желуди, засушенные цветки (мелкие), ракушки (мелкие).

    Список  вещей для первоклассника к уроку физкультуры

    1. белая футболка без рисунка – 1-2 шт.;
    2. спортивные тёмные шорты – 1 шт.;
    3. кеды или кроссовки – 1 шт.;
    4. спортивный костюм для улицы;
    5. головной убор.

    Десять советов родителям будущего первоклассника

    1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для ребенка. Попробуйте учесть все факторы, которые будут влиять на процесс обучения.

    2. Заранее познакомьтесь со школой, педагогическим коллективом, условиями обучения.

    3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая у него будет нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные   дополнительные занятия).

    4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени уйдет на дорогу в школу. Добавьте ещё час на утренние процедуры и завтрак.

    5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка. Подумайте, насколько она сможет учесть его особенности.

    6. Уточните, в какое время будут заканчиваться все занятия ребенка в школе. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).

    7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

    8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

    9. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

    10. Помните, что адаптация к школе - непростой процесс, и происходит он совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник 8:00 16:00
    Вторник 8:00 16:00
    Среда 8:00 16:00
    Четверг 8:00 16:00
    Пятница 8:00 16:00

    Зачисление в первый класс

    Вы можете написать заявление лично или прислать его по эл. почте mou1.shkola@mail.ru

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie